www.alpha-sport.ru
          ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ "SEAC"
          т./факс: +7(495) 788 - 16 - 89; +7(499) 480 - 00 - 46
   на главную страницу    написать письмо
 О компании
Каталог
 Статьи 
Любознательным
Где купить / Дилеры
В помощь дилеру
Задать вопрос
 Контакты
На главную страницу       
 
   Карта сайта 
     Форум 
 
Яндекс.Погода

Поддержи сайт
на DIVEtop.ru :
DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета.



Адрес  
РОССИЯ, 127591, Москва,
Дмитровское шоссе дом 100,
корп.2, офис 420

 НАПИСАТЬ ПИСЬМО


Схема проезда >>

т./факс +7(499)480-0046
т./факс +7(495)788-1689





 
СТАТЬИ / Тайна британского парусника В предыдущем номере мы рассказал

 

В предыдущем номере мы рассказали о сенса­ционной находке дайверов из Москвы и Киева. Они обнаружили на знаменитом паруснике близ Балаклавы прекрасно сохранившийся судовой колокол. После очистки от обрастаний стало отчетливо видно название парусника - «Agnes Blaikie». Удалось выяснить, что найденное суд­но - барк водоизмещением около 380 тонн, был построен в 1841 году. Другие сведения о парус­нике терялись в пыли веков. На нашу просьбу к читателям и друзьям редакции - историкам флота сообщить имеющиеся у них сведения о находке откликнулся кинорежиссер АЛЕКСАНДР ЛЮТЕНКОВ. Александр - не профессиональный историк, однако его знанию истории флота мо­жет позавидовать любой специалист.


 

По Ллойдовскому регистру это — торговое парусное суд­но, построено в 1841 году в Абердине на верфи Уолтера Худа. «Абердинские линии» владели парусником до 1849 года, в ар­хивах зафиксирован его поход на Кубу в 1843 году. Следую­щими хозяевами были «W. Jenkins & Co», по записям 1853 года судном владел некто Доббин из Бристоля и использовал его на австралийских маршрутах. В 1854 «Агнес Блейки», вероятно, в числе многих других была зафрахтована Британским прави­тельством для обслуживания Крымской военной кампании. Маршрут следования был таков: Англия — Мальта — Крым. Из Англии «Агнес Блейки» вышла с грузом военного ведомства на Мальту. По сведениям английских историков, два месяца «Аг­нес» пробыла на Мальте. За это время на корабле поменялся капитан, а также, с высокой степенью вероятности, и груз. Со­ответственно, в Балаклаву судно могло отправиться с другим грузом, каким именно — точно неизвестно. Это еще предстоит установить дайверам, исследующим трюмы. Скорее всего, это было военное снаряжение или провиант, так как отправка про­дуктов с Мальты была обычной практикой.

Уверяю вас: к потопленному золоту, которое искали на «Черном Принце» «Агнес Блейки» не имеет никакого отношения.

- Каким образом «Агнес» погибла?

Произошло столкновение маленькой «Агнес» с «Мединой»

 

 

в Балаклаве. «Медина» — это военный гидрографический корабль: колёсный паровой пакетбот, почти в 3 раза больше нашего парусника. Поэтому шансов выжить у брига было мало... Недавно мы обнаружили в «Тайме» заметку, касающуюся этих событий. Там сказано, что вахтенный офицер HMS «Medina» покончил с собой сразу после происшествия, перерезав себе горло... Такие вот были представления об ответственности и чести у британских военных моряков 150 лет назад.

Сами обстоятельства трагедии пока не известны. Пролить свет на них сможет судовой журнал «Медины», поиском которого активно занимаются наши английские помощники.

Кстати, сам пароход еще 9 лет потом служил Её Королевскому Величеству.

- Как долго продолжалось плавание?

В январе 1855 года «Агнес Блейки» вышла с Британских ос­тровов и где-то к началу мая дошла до Балаклавы. Да, не быстро в то время ходили корабли. Не стоит забывать, ведь это был парусник, который шел по ветру и целиком зависел от его силы и направления. Однако это было время, когда пар стал активно теснить парус на море, и столкновение брига «Агнес Блейки» с пароходом «Медина» стало трагическим символом этого процесса.

-Говорят, что какая-то необычная форма у колокола?

Да, как раз английский историк флота из Абердина Стюарт

Райнер подметил на посланных ему фотографиях эту нехарактерную особенность конструкции крепления колокола. Обыч­но это было сооружение из прямых балок, а тут — несколько причудливая, художественная, я бы сказал, форма.

- Что вы скажете насчет версии о том, что это не судовой, а церковный колокол?

 

 

 

Вы знаете, это — версия весьма оригинальная, но не находя­щая никаких подтверждений. Надо заметить, что дайверы — вообще люди очень увлекающиеся и с богатым воображением. Еще раз повторю: по комментариям специалистов это — стандартный судовой колокол с несколько необычной системой крепежа. И местоположение его стандартно для такого типа парусников — на носу, а не на корме. Для «Агнес» вообще характерна некоторая декоративность отделки. Так, например, обнаружены орнаменты на корме и в трюмах. Это может быть, связано именно с «женской историей» происхождения судна, или с тем, что оно было грузопассажирским и потому нуждалось в некоем лоске.

Еще интересный момент. Существовало такое понятие: «Абердинский бак». Впервые он появился на паруснике «Scottish Maid» в 1839 году, и потом постепенно новшество распространилось по всему миру. «Абердинский бак» — это скошенный нос корабля. А предыстория изобретения такова: в то время в Англии налоги платились в зависимости от объема трюмов. Соответственно, когда скосили нос, объем трюмов уменьшился, и ходовые качества судна от этого только выиграли — широкое распространение это новшество получило на знаменитых «чайных клиперах», где скорость ставилась во главу угла. У «Агнес Блейки» нос — еще обычный. Это можно объяснить тем, что прошло только два года с момента изобретения, а может, были и другие причины у заказчиков постройки, если они предпочли большее водоизмещение судна в ущерб скорости.

Насколько точно можно утверждать, что та «Агнес», что лежит под Балаклавой, соответствует найденным вами документам? Может, были два судна с таким названием?

Знаете, слишком много совпадений. Конечно, в торговом флоте, в отличие, например, от военного, бывали случаи, что два судна одновременно носили одинаковые имена. Но по Ллойдовскому регистру за весь рассматриваемый нами период судов с таким названием, кроме вышеупомянутого, зарегистрировано не было. Было ещё несколько других «Агнес», но не Блейки!

Интересно, что в конце декабря 1854 года в «Тайме» появилось сообщение о погрузке в доках Королевского Арсенала на зафрахтованное судно «Agnes Blakey» 180 тонн пушечных

 

 

 

ядер и 250 тонн угля для доставки в Крым. Поначалу нас смутил вес груза, вроде не соответствующий 381-тонной «Agnes Blaikie», и не совпадающее название. Но когда в других источниках были найдены сведения о датах выхода «нашего» парусника в море и проведены перерасчёты различных британских систем исчисления тоннажа и грузоподъёмности — мы убе­дились, что речь идёт об одном и том же судне! Искажённое название, наверное, возникло из-за того, что корреспондент записал его так, как услышал.

Есть, правда, ещё одна занятная деталь: по тому же Ллойдовскому регистру, «Агнес» вплоть до 1853 года проходит и регистрируется как барк, а здесь у нас лежит явно бриг. Принципиальное отличие состоит в том, что у барка три мачты, у брига — две. По комментариям английских специалистов, в то время судно могли и переоснастить в процессе эксплуатации. Для хорошо обученной команды — это не проблема даже в рейсе, совсем не обязательно уходить для этого в док. Парусное вооружение подстраивалось применительно к обстановке плавания.

А что вы можете сказать о происхождении названия «Агнес Блейки»?

Агнес Блейки — это реальное имя, так звали супругу тогдашнего мэра Абердина сэра Томаса Блейки. Его дочь носила то же имя. Так что можно считать это стратегическим маневром судовладельца. Хотя, это может быть и простым совпадением,точно утверждать что-либо по прошествии полутора веков вряд ли возможно — документов таких нет.

Много ли пострадало людей во время гибели парусника?

По нашим сведениям, никто из экипажа не погиб. Есть отчет, в котором говорится, что команда полностью получила свое жалованье и присоединилась к другому кораблю. Ведь взрыва

не было — была пробоина, из-за которой корпус судна постепенно заполнялся водой, и у людей оставалось время корабль покинуть. Первоначальная версия о том, что «Агнес» затонула в Балаклаве во время знаменитого шторма в ноябре 1854 года, не подтвердилась. Дата гибели судна - 5 или 8 мая 1855 года. Отчет 1856 года, составленный постфактум, свидетельствует о том, что все судовые документы погибли во время катастрофы. Оче­видна стойкая тенденция, как сейчас, так и тогда: военные ведомства всячески скрывали аварийные инциденты, именно по­этому материалов по расследованию гибели судна так немного. К тому же, если бы «Агнес» затонула в водах, контролируемых Англией, то изучение обстоятельств и причин проводил бы Ллойд как ответственный страховщик, в Крыму же этим в то время никто особенно не занимался — война есть война.

В архивах отсутствуют также чертежи и фотографии судна. Хотя фотография в то время уже была достаточно распростра­нена. Достаточно вспомнить знаменитую «крымскую» серию Фентона. Все объясняется просто: это — не военный корабль, чтобы на него обращать сильно внимание.

Напоследок хочется отметить, что «Агнес Блейки» — это, пожалуй, единственный в своём классе парусник того периода, настолько хорошо сохранившийся в первозданном виде. Этому, наверное, поспособствовало и то, что он был сделан из высококачественных пород дерева — в основном из дуба — и потому имел высшую на тот момент классификацию 9А1.

- А что это за история о каком-то мальтийском бриге?

Существуют отчёты о погибших во время шторма 14 ноября 1854 года кораблях в Крыму близ Балаклавы, Качи и Евпатории. И там мы нашли еще один интересный артефакт: в ряде списков значится некий «Мальтийский торговый бриг». Это не название, а принадлежность этой стране. Я обрадовался и начал

 

искать. Нашел праправнука владельца этого судна, он — англичанин, живет на Корфу. Его прапрадед жил на Мальте, и отец его был крупным бизнесменом. И вот этот 14-летний молодой человек — Джордж Мур младший, окончив колледж, пошел на Крымскую войну: устроился работать клерком на военный английский корабль, занял у отца денег — 5000 фунтов (по нашим временам это выходит около 3 миллионов фунтов). Потом то ли купил, то ли арендовал торговое судно, загрузил его каким-то товаром и отправил в Крым. По семейным преданиям, это судно погибло, но когда и как — неизвестно. Сохранились письма родственников, рассказывающих об этой печальной истории. Но не факт, что кораблекрушение произошло именно во время шторма 1854 года. Может быть, именно этот бриг и лежит на дне Балаклавской бухты, тогда история «Агнес Блейки» будет иметь продолжение!

 
 

Подводная археология №6 2006

 

   на главную страницу    написать письмо
о компании  •  каталог  •  статьи  •  любознательным  •  где купить/дилеры  •  в помощь дилеру  •  задать вопрос  •  контакты
 
Copyright AlphaSport, 2005 All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Дайвинг - рейтинг DIVEtop deepHUNTER.ru ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН СНАРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ПОДВОДНОЙ ОХОТЫ, ДАЙВИНГА И СНОРКЕЛИНГА.